Словозеро

В хитросплетениях горных хребтов затерялась Долина Семи Ручьев. Потоки воды каскадами приходили в Долину с севера, запада и востока, разливаясь в пойменное озеро, которое, в свою очередь, служило истоком реки, уходящей вниз по южному склону. В долине с незапамятных времен возделывали поля потомки древних горцев, сохранявшие традиции и уклад своих предков. Были это рыжебородые крепыши с копнами кучерявых волос и их русые подруги, пение которых во время полевых работ наполняло долину до самых краев, подобно тому, как ароматное вино наполняет брачную чашу.

Княжеский род этого племени отличался пронзительно голубыми глазами, цвет которых был подобен ясному небу на рассвете. Князь правил народом, верша суды и заботясь о здравии и оснащенности дружины, которая охраняла рубежи от диких зверей и всяких авантюристов, которые иногда забредали в эти края. В случае затруднений правитель собирал вече из самых мудрых и талантливых жителей селения. Так происходило из века в век, пока не угас род княжеский и последний из князей - Добромир, видя приближение своей кончины, решил собрать вече под вековым тисом, чтобы решить дальнейшую судьбу княжеской власти.

- Друзья мои, - начал свою речь Добромир, - наш народ жил веками в довольстве, благодаря мудрости наших предков и трудам княжеского рода. Ныне же вы видите, что князь ваш стоит уже на пороге вечности. Кто будет судить правдой и вершить слово после меня - это предстоит нам решить, чтобы не было смуты, когда сомкнуться навеки мои очи.

После таких слов князя воцарилась грустная тишина и четырнадцать мудрецов погрузились в глубокие думы. Дважды ночь сменилась днем, было выпито пять кувшинов кизилового лимонада. Наконец взял слово самый старший из мудрецов:

- По одному из преданий, высоко на северном склоне, где круглый год лежат снега, есть маленькое озеро - озерцо, которое никогда не замерзает и полно драгоценных камней. Каждый из них произносит слово, когда его касается плавник рыбы. Дед рассказывал мне, что не единожды уходили к этому озеру мудрецы из нашего селения, но вернулся только один. Он то и поведал, что нет надобности посещать это место из праздного интереса. После чего добавил, что если мудрецы соберутся на вече и не придут к единому решению, то озеро укажет им путь, которого нужно будет держаться. Только пусть тот, кто отправится туда, возьмет лучшего зерна, чтобы покормить обитающих там рыбок и пробудить тем самым уста камней.

Князь понял, что этот судьбоносный момент настал. Недолго думая, в путь снарядили самого молодого из мудрецов - Холмогора, полагая, что ему будет легче преодолеть непростой путь высоко в горы. Добромир напутствовал его такими словами:

- Совет мудрейших направляет тебя к Словозеру. Все селение будет ждать тебя, не медли в пути, если обретешь ответ.

Собрался Холмогор в дальний путь, взял у кузнеца железный посох, у хлебопашца лучшего зерна, женщины селения напекли в дорогу лепешек. Вышел путник, когда туман еще касался крыш и птицы только-только готовились наполнить долину своим щебетанием.

День уже клонился к ночи, когда достиг Холмогор края снежного покрова и не переходя его, заночевал под вековой елью, укрывшись плащом и еловыми лапами. Весь следующий день потратил он на подъем по леднику, впиваясь железным посохом в наст и забираясь к самим облакам. Вокруг была белая безжизненная пустыня и серые отроги скал. Мудрец стал задумываться о ночлеге, как вдруг ощутил слабое прикосновение теплого воздуха. Двигаясь в направлении этого дуновения, он перелез через огромные валуны и остановился совершенно зачарованный открывшимся видом. В центре небольшого озерца росло дерево, его розовые цветки источали аромат, равного которому не было на всей земле.Вода была настолько прозрачной, что можно было видеть каждый кристалл. Их обилие и игра отражений настолько приковывали внимание, что, казалось, можно было застыть здесь в изумлении на столетья. Но Холмогор принес в своем сердце чаяния всего народа, это помогло ему стряхнуть чары и оглядеться по сторонам. Неподалеку на камнях сидели согбенные фигуры, словно покрытые инеем. Приглядевшись, в одном из них Холмогор узнал Мима - мудреца, который не вернулся в селение во времена его юности. Холодок пробежал по спине мудреца, понял он, что может ждать его такая же участь, если он потеряет бдительность.

Присев на свободный валун, Холмогор упер железный посох в большой палец ноги, чтобы боль держала его в ясном сознании. Подкрепляясь лепешкой, он внимательно вглядывался в корни дерева и лежащие между ними кристаллы. По еле заметным отблескам чешуи Холмогор различил маленьких рыбок, которые едва шевелили плавниками, поддерживая себя в одном положении. Мудрец достал заготовленное зерно и бросил его в воду, по воде прошла зыбь и рыбы пришли в движение. В тоже мгновение словно хрустальный звон пронесся над гладью Словозера - это заговорили кристаллы, разбуженные плавниками рыб . Холмогор сначала опешил от такой колокольчиковой какофонии, но секунды спустя его ухо смогло различить фразы: «здравствуй смелый странник, здравствуй счастливый сын своего народа». Он подбросил еще зерна - «общее благо твоего народа», «правитель милосердный для твоего народа». Кто же этот будущий правитель? Высыпал мудрец остатки из мешочка и последней фразой пропели камни: «в селение входить - первый приют царские палаты быть».

Поднялся решительно Холмогор и зашагал обратно не оборачиваясь, а потом и вовсе перешел на бег, пока не добрался до вековой ели и не упал от усталости в объятия еловых лап. Целые сутки проспал молодой мудрец, а проснувшись и подкрепившись поспешил в родное селение. Понял он, что имело в виду заповедное Словозеро. Найдя на склоне хребта вывороченное молнией дерево, Холмогор перемазался сажей, связал узлом свою бороду, разодрал одежду и замотался платком, как странствующий дервиш. Затем он набрал в ладони воды и, увидев в ней свое отражение, с удовлетворением подумал, что теперь узнать его односельчане не смогут:-)

Когда стало уже смеркаться, зашел он в родное селение и, проходя по центральной улице, хриплым голосом стал просить подаяние и кров. Многие выносили ему лепешки и воду, кто-дал дал монет и новую сумку. Однако взять на ночлег странника никто не торопился. Наконец, он поравнялся с домом вдовы, сын которой колол дрова. Вдовица послала сынишку за лепешкой для странника. Сын же, услышав, что тому негде ночевать, стал просить мать: «давай постелем путнику в кабинете отца, он бы одобрил наше решение». Женщина украдкой смахнула слезу, ведь ее муж был действительно человеком большого сердца и сын Милодар вырос вполне достойным своего отца. Они пригласили странника в дом, натопили баню и приготовили скромный ужин. Каково же было их удивление, когда из бани вышел к ним хорошо знакомый мудрец селения!

- Холмогор, куда ты дел нашего странника?! - возмутилась женщина, на что мудрец рассмеялся, обнял ее и сына:

- Вот такими приходят со снежных вершин и от заповедного озера.

На следующий день князь Добромир пригласил к себе сына вдовы и начал учить его княжескому делу. Спустя год новый князь Милодар взял в жены самую певучую девушку селения и скоро обзавелся кучей детей, которые удивительным образом родились все ясноокими, что еще больше убедило народ в том, что благословение доброго назидания и управления перешло к новому княжескому роду.