Жадность - большой порок
Жадность - причина многих несчастий.
Однажды довелось мне побывать в южных лесах. И вот, пролетая мимо одного озера, заметил я на берегу Тигра. Он был такой старый, что уже не мог охотиться за дичью. С виду это был самый обыкновенный тигр, только в одной лапе он держал жертвенную траву куша, а в другой - золотой браслет. Увидав у Тигра принадлежности отшельника, я сначала рассмеялся, но потом смекнул, что неспроста, видно, этот кровожадный хищник прикинулся отшельником. И вот я решил посмотреть, что будет дальше.
Недалеко от озера, почти по самому берегу, проходила тропа. Как только на ней появлялся какой-нибудь путник, Тигр окликал его и говорил:
- О путник! Сегодня я хочу сделать кому-нибудь небольшой подарок. У меня есть золотой браслет, и я с радостью подарю его тебе.
Однако, едва взглянув на Тигра, люди проходили дальше, смеясь над его глупостью.
Случилось так, что шёл той же тропинкой один жадный путник. Услышал он слова Тигра и подумал: «Я уже прожил половину жизни, но до сих пор не дарил своей жене таких красивых браслетов. Если мне удастся каким-нибудь образом получить этот браслет, то, может быть, остаток моей жизни пройдёт счастливо».
Подумал так путник и остановился. Но тут другая мысль пришла ему в голову: «Нет ли в этом нектаре примеси яда? Как бы не пришлось мне за этот браслет пожертвовать жизнью!» Пока он размышлял так, не зная, на что решиться, Тигр снова повторил своё предложение. Жадность ещё больше одолела путника. «Будь что будет, - сказал он себе, - Разве богатство давалось кому-нибудь в руки без риска для жизни?» - Эй, Тигр! - крикнул путник. - Где твой браслет? Тигр показал ему браслет, помахав им в воздухе.
- Вижу, - сказал путник, - браслет у тебя действительно есть. Но разве можно доверять такому кровожадному хищнику, как ты?
- О простодушный путник! -воскликнул Тигр.- Много лет назад, когда я был совсем ещё молодым, я был таким же грешником, как и другие звери. Я убил так много людей и животных, что их и сосчитать-то невозможно. И вот, очевидно в наказание за это, меня постигла кара: погибли от рук охотников и жена моя и мои юные сыновья, и остался я один. С тех пор живу я в постоянном страхе.
Однажды, когда я сидел вот так же на берегу озера, погружённый в печальные размышления, проходил по этой тропинке один добрый человек. Увидал он, что я печален, и пожалел меня. Когда же поведал я ему о своих страданиях, он сказал мне: «О Тигр, отныне ты должен творить только добрые дела - лишь тогда душа твоя получит успокоение».
И вот с тех пор, следуя совету этого человека, я всем стараюсь делать только добро. К тому же от старости я потерял клыки и когти, и мне уже нечем ловить добычу, нечем жевать мясо. Теперь я никого не убиваю, а щиплю травку, когда голоден. Иногда я делаю людям подарки, чтобы они простили мне мои старые грехи. Вот и сегодня я хотел подарить кому-нибудь этот золотой браслет. Но вся беда в том, что никто мне не верит. Люди считают, что тигр есть тигр и ему положено быть хищником. Ведь у людей всегда так: если вор, став в конце концов добродетельным человеком, начнёт рассказывать людям о честности и хорошем поведении, его никто и слушать не будет.
Напрасно ты боишься меня, о путник, - продолжал Тигр, видя, что путник всё более доверчиво смотрит на него, - Ты как раз такой человек, какому мне хотелось сделать подарок. Всем известно, что от подарка только тогда бывает польза, когда он попадает в руки бедного человека. А ты как раз таким мне и кажешься. Ну, спускайся быстро к озеру и соверши омовение в его водах, прежде чем взять браслет.
Слова Тигра показались путнику искренними, и, решив, что Тигр больше не убивает людей, он стал доверчиво спускаться к озеру. Не знал, однако, жадный путник, что берега озера давно уже превратились в топкое болото, прикрытое сверху мягкой изумрудной травой. И вот, едва он ступил на эту траву, как ноги его провалились, и трясина стала засасывать его. Путник попытался было вернуться назад, но чем больше он старался вытащить ноги, тем глубже увязал в трясине.
Увидев, что путник попал в трясину, Тигр поднялся со своего места и спросил:
- Ты почему не идёшь ко мне, путник?
- Как же я могу идти! - взмолился путник. - Разве ты не видишь, что трясина засасывает меня? Скорей помоги мне выбраться из этого болота!
Тигр осторожно приблизился к путнику, прыгнул на него, убил и тут же съел: ведь он так давно ждал жадного человека и очень проголодался.
- Поэтому я и говорю, - продолжал Читрагрив, окончив свой рассказ, - как бы и с нами не случилось того же, что произошло с жадным путником. Мне кажется, что в этих зёрнышках риса притаилась смерть.
Однако голуби не послушались своего вожака и, как только он замолчал, бросились клевать рис. Но едва они оказались под сетью, как птицелов дёрнул за верёвку, и сеть накрыла всех голубей вместе с Читрагривом.
Вот тут-то и поняли голуби, что прав был их мудрый Читрагрив. Заметались голуби под сетью, но чем больше они метались, тем крепче запутывались в петлях. Верно ведь говорят, что в несчастье даже у мудрого человека мутится разум.
Совсем обезумели голуби, стали ругать друг друга и драться. Первым опомнился Читрагрив и сказал:
- О друзья мои, не время сейчас драться и ссориться. Давайте-ка лучше подумаем, как нам выбраться из этой ловушки.
Послушались голуби Читрагрива, перестали бить крыльями и принялись думать, что делать дальше.
В это время из-за дерева вышел птицелов. Увидели его голуби, и ужас объял их.
И тогда Читрагрив сказал:
- Друзья, в несчастье никогда не следует терять разум. Помните, что сказано в древних священных книгах: «Маленькие, ничтожные букашки могут победить даже слона, если будут действовать сообща». Давайте дружно взлетим - в этом наше спасение.
Согласились голуби с Читрагривом, и не успел птицелов подойти к ним, как они взлетели, унося с собой сеть. Увидел птицелов, что голуби уносят его сеть, и сначала не мог прийти в себя от изумления, а потом бросился бежать за ними, так как решил, что когда они попытаются разлететься в разные стороны, то запутаются в сети и упадут на землю.
Но голуби всё летели и летели...
Долго бежал птицелов и наконец так устал, что остановился передохнуть, А голуби были уже далеко - не догнать их.
Погоревал птицелов, но делать нечего, махнул он рукой и поплёлся назад.
- Что же теперь нам делать? - спросили голуби своего вожака Читрагрива, когда увидели, что птицелов больше не бежит за ними. - Не летать же нам до тех пор, пока мы выбьемся из сил и упадём на землю!
Задумался тогда Читрагрив: «Если ты попадёшь в беду, только трое могут выручить тебя: мать, отец и друг,-остальные думают лишь о себе да о своих делах... Родителей уже нет в живых, а вот друзья обязательно должны быть где-то поблизости. Но к кому из них обратиться?» И тут Читрагрив вспомнил о лучшем своём друге - крысе Хираньяке.
- Друзья, - сказал Читрагрив, - давайте полетим к нашему другу Хираньяку. Он живёт в лесу Читравана, недалеко от реки Гандаки. Своими острыми зубами Хираньяк в один миг перегрызёт эту сеть.
Теперь голуби во всём слушались Читрагрива и сразу же согласились отправиться к Хираньяку.
Скоро прилетели они к тому месту, где жил Хираньяк, и опустились на землю. Однако Хираньяка нигде не было видно. Напуганный шумом множества крыльев, он забился в самый дальний угол своей норы, в которой было сто входов и сто выходов, так как он всегда боялся, что его кто-нибудь поймает.
Читрагрив позвал Хираньяка, и тот, едва услышав голос друга, вышел из норы.
- Это ты, мой друг Читрагрив!! - воскликнул он. - Как я рад! А я уж думал, что это прилетели вороны - ведь они всё время охотятся за мной... Но что с тобой? Почему ты си-дишь опутанный сетью?
- О мой дорогой друг, - ответил Читрагрив, - зачем спрашивать о причине несчастья, которое уже свершилось? Мы прилетели к тебе за помощью и просим, чтобы ты перегрыз эту сеть.
Услышал это Хираньяк, тут же подбежал к Читрагриву и уже собрался было перегрызть бечёвки, но Читрагрив остановил друга.
- Нет-нет, - сказал он, - сначала перегрызи бечёвки, в которых запутались мои друзья.
- О мой друг, - возразил Хираньяк, - эта сеть такая большая, а я всего лишь маленькая крыса. Неужели ты думаешь, что я смогу разгрызть все петли и узлы? Давай-ка всё-таки я освобожу сначала тебя, а уж потом, если у меня хватит сил, перегрызу бечёвки, которые опутывают твоих друзей.
- Нет, Хираньяк, - настаивал Читрагрив, - несправедливо будет, если я прежде всего стану беспокоиться о себе. Прошу тебя, освободи сначала моих друзей.
- Хорошо, мой добрый, великодушный друг, - сказал Хираньяк. - Если ты так хочешь, я согласен. Не беспокойся, я буду грызть бечёвки до тех пор, пока не сломаются мои зубы.
Долго трудился Хираньяк, пока перегрыз все бечёвки, опутывавшие голубей.
Наконец все голуби очутились на свободе. Они поблагодарили Хираньяка и полетели к себе домой.
Ворона Лагхупатанака, которая следила за птицеловом и голубями, всё видела. Бескорыстная дружба Хираньяка и Читрагрива так поразила её, что, как только голуби улетели, она опустилась на землю и, подойдя к норе Хираньяка, сказала:
- О благородный Хираньяк, привет тебе! Во всём мире не найдёшь такого друга, как ты. Мне очень понравилась твоя дружба с Читрагривом, и я хочу, чтобы ты стал также и моим другом.
- Кто это там напрашивается ко мне в друзья? - спросил осторожный Хираньяк, не вылезая из норы.
- Это я, Ворона. Меня зовут Лагхупатанака.
- Какая может быть дружба между вороной и крысой! - возразил Хираньяк. - Разве огонь и вода могут соединиться? Ведь всем известно, что вороны питаются крысами. Нет, такая дружба мне не подходит. А то, чего доброго, со мной случится то же, что случилось с Оленем и Шакалом.
- А что произошло между ними? - спросила любопытная Ворона.
И вот что рассказал Хираньяк об Олене и Шакале...