Два брата, богатый и бедный
Сказка записана в местечке Санок, Западная Галиция Эта сказка - еврейская версия известного у всех народов сказочного сюжета о Г`оре-злосчастье. Характерно, что Горе-злосчастье появляется в виде гуся. Евреи с древнейших времен представляли себе злых духов в виде существ с птичьими лапами.
Жили-были два брата. Один богатый, другой - бедный. Богатый был большим удачником. За что ни возьмется - все ему промеж пальцев вязнет. А у бедного, не дай Бог, все из рук валится. Ну, просто ни в чем не было ему удачи! Бедный брат все ходил к богатому, пусть, мол, поможет. И богач всегда помогал ему всем, чем мог. Сначала просто давал по несколько гульденов, потом даже ссудил небольшим капиталом, чтобы бедняк сам расторговался. Но удача бедному брату так и не улыбнулась, и он все беднел. Тогда богач понял, что ни в чем не будет его брату удачи. Однажды он позвал его к себе и говорит:
- Послушай-ка, братец, сдается мне, что ни в чем нет тебе удачи, так что с этого дня будешь получать недельное содержание: каждый четверг - по пятерке.
- Ну, пятерка так пятерка, - думает бедный брат, - слава Богу и на этом.
Короче говоря, бедняк так и стал ходить каждый четверг за своей пятеркой. Вскоре после этого у богатого умерла жена. Через пару месяцев после ее смерти он снова женился. А брат, тем временем, так и ходил к нему за деньгами. Однажды говорит богачу молодая жена:
- Послушай-ка, муженек, что тебе с того, что даешь ты своему брату эти пятерки? Возьми его к себе управляющим и плати ему сотню чистыми в месяц, все лучше, чем держать гоя за те же деньги. И тебе хорошо, и ему хорошо. Он будет на тебя работать, будет получать деньги. И ты будешь доволен: вот, твой брат работает и милостыни не просит.
Богатому совет понравился.
- А ведь жена-то права! - думает.
И вот, в четверг бедный брат приходит за своими деньгами, а богач ему и говорит:
- Послушай-ка, братец, сегодня ты получишь в последний раз свои пять монет, а на той неделе переезжай со всем своим семейством ко мне на фольварк. Сделаю тебя своим управляющим, и будешь получать сотню чистыми в месяц.
Не понравилось это бедняку. Он-то привык бездельничать, а теперь от работы не отвертишься. Подумал бедняк, подумал, но выбирать не приходится. Пошел он домой и рассказал все жене. А в начале новой недели, в воскресенье, потащился в Домбровку на фольварк.
Не успел он переехать, как богач повез его смотреть угодья, леса, поля, стада - все больших денег стоит. Да и за работниками глаз да глаз нужен.
- Вот, отдаю все это в твои руки, - сказал богач.
Однажды богатый брат послал бедного в поле, посмотреть, как там идет работа. Поле было недалеко, в двух шагах, но уж очень идти не хотелось. Короче говоря, отделаться бедняку не удалось, и пришлось идти. Шел он, шел, пока не подошел близко к тому полю. Вдруг видит: впереди что-то белеет на стоге сена. Тут он испугался и подумал: идти ему дальше, или не идти? Наконец, подошел поближе и видит: на стоге сена сидит белый гусь. Тогда говорит ему бедняк:
- Послушай-ка, гусь, плохая ты птица, лети отсюда, ну-ка, уходи по-хорошему, как ты меня напугал!
Отвечает ему гусь:
- Никакой я тебе не плохой, никакой я тебе не хороший. Я - твое злосчастье. Куда ты, туда и я за тобой.
Тогда бедняк ему и говорит:
- Если ты мое злосчастье, пожалей хоть мою жену и детей, отвяжись от меня!
Отвечает ему гусь:
- Отвязаться от тебя не могу, могу только посоветовать, что тебе делать. Сначала отправляйся домой и продай все, что у тебя есть. Потом купи коня и подводу и уезжай отсюда - счастье тогда само найдется. Только учти: как уедешь, сразу вспомнишь, что что-то забыл дома, но ни в коем случае не возвращайся с дороги, иначе будешь еще несчастливей, чем теперь.
Выслушал его управляющий и говорит:
- Ладно, будь по-твоему.
Сразу же пошел домой. Все продал, купил коня и подводу, взял жену и детей и уехал.
Едва они отъехали, один из детей попросил пить. Принялись искать воду, а ее нигде нету. Тогда жена бедняка вспомнила:
- Боже мой! Я забыла кувшин на чердаке. Сделай милость, - говорит мужу, - сходи домой за кувшином.
- Да как же я пойду, - отвечает муж, - ты что, хочешь накликать на меня злосчастье?
Короче говоря, она его просила, просила, пока не умолила. Бедняк вернулся домой, залез на чердак, и едва взял в руки кувшинчик, слышит странный голос:
- Здравствуй, хозяин, я тебя тут жду - не дождусь, уже думал - сиротой остался. Теперь я от тебя больше никуда не денусь.
Тут бедняк понял: беда-то какая, злосчастье к нему назад вернулось. Он попытался выбросить кувшинчик, но не тут-то было! Тот словно прилип к нему.
- Ну, что делать, - подумал бедняк, взял кувшинчик и пошел к жене.
Начерпали воды, дали ребенку напиться. Бедняк все пытался избавиться от кувшинчика, но у него ничего не выходило. Кувшинчик все время возвращался обратно, пока однажды бедняк не придумал вот какую штуку: он велел жене набить кувшинчик камнями. И когда они проезжали мимо большого болота, забросил его в трясину. Кувшинчик пошел ко дну и больше не возвращался. После этого бедняк отправился дальше и ехал, пока не приехал в город Линек.
В Линеке бедняк стал водовозом и через несколько дней перезнакомился со всем городом. Однажды в четверг после полуденной молитвы случилось ему покупать рыбу. Спрашивает он у гоя:
- Почем товар?
А тот ему в ответ:
- Пятнадцать крейцеров.
Принялись они торговаться, и, короче говоря, водовоз купил несколько рыбешек за десять крейцеров и пошел домой. Стала жена чистить рыбу и нашла в одной рыбке плоский камешек, и толком даже не рассмотрев, выкинула его в мусор. Дети вытащили этот камешек из мусора и стали им играть, а вечером, наигравшись, забросили его под кровать.
Пришел водовоз с вечерней молитвы и видит: что-то блестит под кроватью. Он подходит поближе посмотреть, что это такое блестит, и видит - камешек. Взял водовоз камешек в руки, и в комнате стало светло, как днем. Ну, раз такое дело, так и керосина больше покупать не надо. И стал он беречь этот камешек, как зеницу ока. Камешек теперь не валялся под кроватью, как раньше, а стоял на шкафу и освещал весь дом. Короче говоря, камешек так и светил у водовоза несколько месяцев.
Однажды вечером мимо дома проезжал линекский граф. Захотелось ему закурить сигару, и как раз не было огонька. Граф увидел в доме у еврея свет и послал к нему кучера за спичкой. Вскоре кучер возвращается ни с чем: нет у еврея спичек.
Рассердился граф:
- Ты бы хоть лампу принес.
Он-то еще издали увидел свет. Короче говоря, гой опять пошел к еврею - уже за лампой.
А водовоз ему и говорит:
- И лампы у меня тоже нет. У меня камень светит.
Гой вернулся к графу и сказал:
- И лампы тоже у него нет.
Тут граф разозлился не на шутку:
- Что? Я своими глазами видел свет, а ты говоришь, что нету огня. Вот сейчас сам пойду и посмотрю.
Тут граф встает и идет к еврею. Вошел он в комнату, да так и остолбенел - таки нет лампы! Только на шкафу что-то светится. Граф спрашивает еврея:
- Где ты это взял?
Тогда рассказал ему еврей всю историю, как однажды он купил рыбу и нашел в одной рыбке светящий камешек, который и посейчас светит. Тогда граф ему говорит:
- Знаешь что, вот тебе за него десять гульденов.
- Нет, - отвечает еврей, - за десять гульденов этот камешек лучше у меня останется.
- Вот тебе сто гульденов, - говорит граф.
-Нет, - отвечает еврей, - мне ничего не надо, потому как возьми я сто гульденов, они у меня вмиг растают, а с этим камешком мне хотя бы керосин покупать не надо, а светить он может вечно.
- Ну, раз так, - говорит граф, - дам я тебе десять тысяч гульденов.
Как еврей это услышал, так сразу смекнул, что вещь-то стоящая, и граф, верно, может дать за нее и сто десять тысяч.
- Нет, - отвечает, не продам.
Короче говоря, граф говорит:
- Знаешь что, я дам тебе все Залитинское поместье со стадами и всеми угодьями.
Как услышал это еврей, тут уж он уступил, поехали они к нотариусу, заключили сделку, и еврей поселился в поместье.
Так бедняку наконец улыбнулось счастье, и вскоре он стал большим богачом. К тому же он не забывал делать добро, в помощи никому не отказывал, за что в Линеке все его уважали.
А теперь давайте вернемся к другому брату - богачу. Пришло ему как-то на ум, что надо бы съездить к брату:
- Кроме него у меня никого нет. Я ему всегда помогал, дай-ка съезжу в Линек, узнаю, как у него дела.
Подумал так и сразу же поехал в Линек. Въезжает он в город, и попался ему навстречу мальчонка. Спрашивает у него богатый брат:
- Где живет Йоселе-водовоз?
А мальчик отвечает:
- Не знаю.
Тогда богач подходит к одному старому еврею и опять спрашивает:
- Где живет Йоселе-водовоз?
А еврей ему в ответ:
- Помилосердствуй, не говори "водовоз", сегодня его зовут реб Йоселе-помещик. Он - хозяин Залитинского поместья. Половина города живет за его счет.
Тогда богатый брат спрашивает:
- Откуда у него богатство?
- Не знаю, - говорит еврей.- И никто не знает.
Богатый запряг фуру и поехал в Залитин. Брат встретил его как ни в чем не бывало, расцеловался с ним, очень хорошо его принял и показал все свои поля и стада. Потом, перед тем как уехать, спрашивает богач брата:
- Скажи-ка мне, братец, где ты все это взял?
Тот отвечает ему что-то уклончиво, но богач прицепился, как репей, и не отставал, пока брат ему все не рассказал: про гуся, потом про кувшинчик, который к нему привязался, потом, как он проезжал мимо большого болота, что рядом с Долиной, и забросил в него кувшинчик, и как с тех пор удача ему стала улыбаться. Выслушав рассказ, богач сразу распрощался и уехал. А на обратном пути заехал к Долинскому болоту. Не иначе, как он хотел откопать кувшин и отвезти своему брату назад, потому что покоя ему не давало, что тот вдруг разбогател. Богач копал и копал, пока не выкопал кувшинчик. Тут слышит он из кувшинчика странный голос:
- Ой, дай Бог тебе здоровья, хозяин. Я теперь от тебя никуда не денусь. Другой меня бросил, а ты откопал.
- Нет, - говорит богач, - твой хозяин другой человек, лучше меня. Я тебя к нему отвезу.
- Нет, - отвечает кувшинчик. - Я от тебя никуда не денусь. Ты меня откопал, а тот меня бросил. Никуда я от тебя не денусь. Ты богатый, будет тебе, где меня держать.
Попытался богатый выбросить кувшинчик, но не тут-то было! Тут понял богач, что выбирать не приходится, и на том поехал домой. И с той поры все у него пошло прахом. Не прошло и недели, как он обнищал. Не рой другому яму - сам в нее попадешь.
Перевод с идиш М. Нейсберг.