Сказка о том, как еврей послал Богу письмо на небо, и как Тот ему помог
Сказку записал Берл Верблунский со слов Мэры Балкон в 1928 г. в Гродно Сказка эта, несмотря на видимое простодушие, имеет мистический оттенок, ибо всякое упоминание царя традиционно указывает на Всевышнего. Таким образом, можно считать, что письмо дошло до адресата.
Жили-были два брата: один - богатый, а другой бедней бедного, такой бедняк, что и дня прожить не на что. Богатый брат торговал лесом. Вот и подумал бедный брат:
- Пойду-ка я, попрошу своего богатого брата, чтобы он взял меня в лесные сторожа. Зачем ему держать на этом месте чужого, какого-нибудь гоя? Пусть лучше будет родной брат.
И как только уговорил богатого брата взять его на службу, так сразу перебрался с женой и детьми в сторожку посреди леса и начал стеречь тот лес от воров.
Случилось так, что богатый брат уехал по торговым делам. Стережет бедный брат лес, а сам об одном думает, чуть с ума не сходит: Пейсах скоро, расходы, слава Богу, не маленькие. Шутка ли, Пейсах! А он тут от голода помирает. Старший брат - злодей, ничего кроме плесневелого хлеба ему не оставил. Рассуждает бедняк сам с собой:
- Напишу-ка я письмецо Всевышнему, Ребойно-шел-ойлем. Напишу Ему: так, мол, и так, трижды на дню помираю с голоду. Пейсах наступает, надо мне и мацы, и вина, и рыбы, и мяса, надо мне обнову и для детей, и для жены, и для себя. Вот пусть Он мне все это и пошлет.
Взял листок бумаги и написал обо всем, что ему было нужно на Пейсах.
И как раз в это самое время охотился в том лесу царь со своим сыном. Шел царский сын мимо того дерева, у которого стоял бедный брат. Слышит царский сын, как бедняк перечисляет, что ему нужно получить от Бога к Пейсаху, видит, положил он письмецо на ветку дерева, налетел ветер и унес письмецо. Садится царский сын на коня, скачет назад в город, покупает все, что нужно, кладет на телегу и везет тайком к дому бедного брата, так что никто не узнал о том, что он сделал. А когда вернулся бедный брат из лесу, то нашел все, что нужно для Пейсаха, у себя дома и несказанно обрадовался.
Давайте теперь расскажем о том, что было дальше с богатым братом.
Съездил богатый брат по торговым делам и вернулся домой, а вернувшись, послал своего работника узнать, что там с его бедным братом. Говорил, что с голоду помирает, может, помер наконец? Отправился работник. А дело было как раз в ночь первого сейдера. Смотрит работник и видит: справляет бедный брат сейдер как самый большой богач.Побежал он скорей обратно и рассказал обо всем богатому брату. Услыхал об этом богатый брат, дал оплеуху работнику и говорит:
- Врешь ты все!
И послал свою жену, чтобы она посмотрела, что там творится у бедного брата. Пошла жена, заглянула к бедному брату в окошко, вернулась и рассказала мужу то же самое, что и его работник. Набросился богатый брат на жену и кричит:
- Как ты смеешь меня дурачить?
Говорит ему жена:
- Коли ты мне не веришь, так пойди, посмотри, сам увидишь.
Пошел богатый брат сам. Как увидел он, что его бедный брат справляет такой пышный сейдер, закипело у него на сердце, ворвался он в дом к брату и спрашивает:
- Где ты все это взял?
Отвечает ему бедный брат:
- Написал я письмецо Богу на небо, вот Он мне все это и послал.
Говорит ему богатый брат:
- Я тебе покажу посылки от Бога! Ты меня разорить решил, моими дровами торгуешь!
И подал брат на брата в казенный суд. Когда начался суд, заговорили об этом деле в народе, а кто-то возьми и напиши в газету о том, что брат судится с братом. А царский сын читал эту газету. Как прочитал он о том, что богатый брат заявил в суде, дескать, обокрал его бедный брат и устроил себе царский сейдер (а царский сын-то знал, что тот ничего не крал, ведь это он сам и послал ему все), сразу отправился в суд и рассказал там всю эту историю. Присудил тогда суд отдать все добро богатого брата бедному брату. Так стал бедный брат богатым, а богатый брат - бедным.
Перевод с идиш В. Дымшица