Богатырь Альба и Хосядам
Давно-давно это было, когда все реки устьями вверх глядели. Жили на земле семь чудищ. Тяжело было от них людям, многие погибали от их рук.
И вот Альба-богатырь решил освободить людей от этих чудищ. Собрался Альба в дорогу и пошел. Шел-шел и, наконец, пришел туда, где на Енисее семьдесят семь островов. На островах те семь чудищ и жили.
Стал Альба с ними сражаться. Долго сражался, шестерых убил; а пока с ними бился, седьмое, самое главное чудище обернулось в маленького червячка без крыльев, без ног. Это была злая Хосядам - мать всех шести убитых чудищ.
Кончил Альба битву с шестью чудищами, ищет седьмого-нет как нет! Смотрит и видит-на земле ползет червячок, слабенький, беззащитный. "Как же я его убью, - думает Альба,- он такой слабый, хуже, чем дитя. Не буду убивать его". И не убил. Взял его и бросил в свою лодку-долбленку, чтобы не задавил кто нечаянно червячка, поехал домой.
Плывет он по реке, вдруг видит: сидит на берегу человек и играет на скрипке. Так играет, будто человечьим голосом поет. Встал Альба в лодке, слушает, даже рот раскрыл от удовольствия. А тот человек еще лучше играет, так его песня в грудь, в сердце входит.
Пока он слушал, лодку течением к берегу принесло. Злая Хосядам-червячок шмыгнула из лодки на берег, в траву. Смотрит Альба - нет червячка в лодке, ушел. Догадался Альба, что это и есть самое главное чудище - седьмое, злая Хосядам. Нужно ее найти! Да где искать? Семьдесят семь островов Енисея все густой травой покрыты! Стал Альба по травинке перебирать - нет ее, не нашел. Надо найти червячка, это мать чудищ. Снова от нее пойдет горе людям! А она ушла в землю и кричит оттуда:
- Не ищи меня, Альба, не найдешь. Век ищи, все равно не найдешь. И никто меня не отыщет, никто ничего мне плохого сделать не может. За то, что ты меня, слабого червячка, пожалел, а детей моих убил, теперь пусть на земле так будет-половина людей пусть живет,.а половина пусть умирает, ко мне приходит.
Так она там и осталась, глубоко в земле сидит. Это потому, что, когда Альба червячка искал в тине, он рыл дно реки и вырыл огромную яму.
Так вот стало с тех пор: люди умирают, но тут же многие рождаются, и все время земля полна людей: Все, что по рекам вниз несет, все в рот широкий, всегда открытый, жадный рот Хосядам попадает.
Альба поехал домой. Снова увидел того человека, что громко песню на скрипке играл; - Нехороший это человек, Хосядам близкий, нарочно песней мой ум затуманил, я все забыл.
Схватил Альба лук и пустил в того человека стрелу. Человек так и рассыпался. Кровь его на прибрежные камни попала. Стали камни красными. Кеты этим камнем все, что нужно, теперь в красный цвет красят. Этот цвет и есть того помощника Хосядам кровь.