Бесурунгула
Крыса набрала в рот воды и сломала зуб, А у нее всего-то их два. Земляной червь лысый, А лицо умывает.
Сказки! Сказки! Побасенки! Побасенки! Это не я обманщик, это старики.
У одного человека было три сына: первого звали Андриа-матуа, второго Андрианеву, а третьего Андриампарани. Двое старших были разумные и послушные: что им родители ни скажут, все сделают. А последний, Фаралахи,-упрямый и непокорный. Однажды родители послали сыновей вскопать поле. Андриаматуа и Андрианеву тут же пошли, а Фаралахи и не подумал.
- Не хочу идти,- сказал он.- Я сначала поиграю.
Он часто так отговаривался, когда отец велел ему что-нибудь сделать. В один прекрасный день родители и старшие братья вышли из терпения.
- Фаралахи,- сказали они,- ты слишком строптив, ты не слушаешься ни родителей, ни братьев, тебе нет дела до наших наставлений. Пойди поищи такое место, где можно сидеть сложа руки и жить счастливо.
- С этого дня,- прибавил отец,- ты больше мне не сын. Фаралахи пошел и заплакал.
- О отец! О мать! О братья! - крикнул он на прощание.- Я так люблю играть, а вы меня за это прогоняете. Я ухожу в чужую страну искать свою смерть.
- Уходи! - сказали родители и братья.
Фаралахи ушел и залез на высокую гору. Он срубил ветку равеналы, втащил на крутую скалистую вершину, уселся верхом и съехал вниз до самой долины. Потом он опять залез наверх и опять съехал вниз, и так много раз подряд. Фаралахи был счастлив: день и ночь он только и делал, что ка- тался. Дождь, солнце, голод - все ему было нипочем. За это его прозвали Бесурунгула, и скоро все позабыли, что у него есть другое имя.
Через несколько дней после того как Бесурунгула пришел на гору, явилась Заватра.
- Бесурунгула, почему ты только и делаешь, что катаешься? - спросила она.- Я все время вижу тебя здесь, даже ночью. Ради забавы ты забываешь о еде. Ни холод, ни жара, ни усталость, ни тьма - ничто тебе не помеха. Прошу тебя, сын, скажи, зачем ты это делаешь?
- Я катаюсь с горы, потому что ищу свою смерть,- ответил Бесурунгула.- Я ищу смерть, потому что родные меня ненавидят. Вот тебе истинная правда, почему я все время катаюсь.
- Неужели ты в самом деле пришел сюда, чтобы умереть? - удивилась Заватра.
- Да.
- И тебе ничего не нужно, кроме смерти?
- Ничего.
- Брось игру, пойди поставь ловушку!
- Не брошу, это веселая игра, она поможет мне найти смерть. Не хочу я ставить ловушку.
И Бесурунгула начал выдумывать разные отговорки, как привык делать с родителями. Но Заватра так к нему пристала, что он наконец согласился, только попросил подождать несколько дней, пока он сделает ловушку. Когда ловушка была готова, Заватра сказала:
- Пойди поставь ловушку там, где тебе хочется, и по утрам приходи смотреть, что в нее попало. Когда вынешь добычу, не убирай ловушку, а я буду каждый раз спрашивать, что ты нашел.
Бесурунгула поставил ловушку и опять стал кататься. Ночью Заватра приказала ему с раннего утра пойти осмотреть ловушку; он обещал. Бесурунгула в самом деле пошел и нашел в ловушке красивую, совсем новую ламбу; он унес ламбу с собой, а ловушку оставил открытой. Потом он опять стал кататься. Заватра явилась и спросила:
- Что ты нашел, сын?
- Новую ламбу.
- Ламбу?
- Да.
- Эта ламба - твоя. Ведь ты совсем голый, у тебя нет даже набедренной повязки. Завтра снова осмотри ловушку.
- Хорошо.
Как только пропел петух, Бесурунгула пошел посмотреть, что попало в ловушку. На этот раз он нашел рис. Бесурунгула собрал рис, оставил ловушку открытой и снова стал кататься. Заватра явилась и опять спросила, что он нашел.
- Рис? Ну и удача! Рис - это еда. От риса ты станешь сильнее.
Назавтра Бесурунгула нашел в ловушке котлы, глиняные миски и другую домашнюю утварь; потом он каждый день находил в ловушке много разного добра: рабов, быков', деньги. Ловушка сделала Бесурунгулу богачом. Но и богатство не помогло - он все равно не бросал своей забавы. Как только Заватра его не уговаривала:
- Бесурунгула, ведь ты теперь богат. Почему же ты ведешь себя, как дитя? Не стыдно тебе все играть и играть. Перестань кататься, скажи мне, чего ты еще хочешь?
- Катанье принесло мне богатство. Зачем же мне его бросать? А хочется мне получить девушку, чтобы у меня была подруга. Одному дома скучно, недаром в пословице говорится: «Хижина без женщины - что тело без души».
- Хорошо, приходи завтра осматривать ловушку.
На следующий день Бесурунгула нашел в ловушке красивую девушку с Длинными волосами и привел ее в деревню. А сам снова стал кататься. Явилась Заватра.
- И не стыдно тебе играть, ведь ты теперь богат и женат! Сейчас же возвращайся домой, тебя ждет жена.
Бесурунгула послушался и бросил катанье. Он велел построить большой дом с пристройками для рабов и загоны для быков. Когда все было готово, девушка спросила у Бесурун-гулы:
- Как ты будешь со мной обращаться: как с женой, как с сестрой или как с матерью?
-. Как с женой,- ответил Бесурунгула.
- Тогда я буду твоей женой.
- Хорошо.
И они счастливо зажили вместе, хоть это были двое покинутых детей.
На беду, мать Бесурунгулы тяжело заболела и велела послать к сыну гонца:
- Отец и братья предупреждают тебя, что мать очень больна. Никто не знает, умрет она или нет. Приходи ее проведать, пока она еще жива.
Но Бесурунгула ответил:
- Скажи отцу, матери и братьям: вы прогнали своего сына Бесурунгулу за то, что он был непослушным и бедным. Ухаживайте хорошенько за больной, я к вам не приду.
Он остался дома, а гонец ушел, чтобы передать его слова. Матери стало хуже, и она умерла. К Бесурунгуле опять пришел гонец и сказал, что мать умерла и все люди в деревне вместе с отцом и братьями просят, чтобы он пришел ее хоронить и оплакивать.
- Я не пойду. Скажи отцу и братьям и всем в деревне: бедный богатому не родня, проданный бык старому хозяину не слуга. Я сын жаворонка, что летает у дороги. Я любил родителей, но они меня не любили. Поэтому я не приду. Пусть матери устроят хорошие похороны.
Гонец ушел.
Дни шли за днями; отец Бесурунгулы тоже заболел. Братья предупредили Бесурунгулу, но он не захотел прийти. Отец умер. Бесурунгулу звали на похороны, но он не пришел.
Как-то раз один андриана устроил праздник в честь исполнения обета. Бесурунгулу тоже пригласили участвовать в торжественных церемониях, выпить туаки и отведать мяса быков, которых принесут в жертву. Он согласился. Когда Бесурунгула с женой и рабами пришел на праздник, можно было подумать, что явился андриамбахуака со своим народом: люди играли на разных инструментах - на флейтах, литаврах, ампонгах; со всех сторон раздавались песни, и эхо разносило их по горам. Рабы убили быков и стали раздавать гостям мясо. Когда каждый получил свою долю, принесли туаку и все начали пить. Разливая туаку, рабы каждый раз наливали Бесурунгуле побольше и начинали всегда с него. Бесурунгула любил туаку и пил, сколько ему ни давали. Когда у него помутилось в голове, братья подошли к нему и ласково спросили:
- Бесурунгула, как ты разбогател? Ты не работал, не торговал и стал богат. Как тебе это удалось?
- Я, правда, не работал, но мне помог добрый Занахари. Больше Бесурунгула ничего им не сказал, потому что еще не совсем потерял разум. Тогда братья решили подлить ему побольше туаки и напоить допьяна. И напоили. А потом снова подступили к нему и стали упрашивать, чтобы он открыл им тайну своего богатства. Тогда Бесурунгула сказал:
- Вы спрашиваете, что я сделал, чтобы разбогатеть. Да, по правде говоря, ничего. Я нашел свое богатство в ловушке: все мое добро - ловушкины подарки.
И в тот же миг все его богатства исчезли. Он лишился всего: и жены, и денег, и рабов, и быков.
Проснувшись, Бесурунгула увидел, что никого нет, и в тоске пошел один в свою деревню. Там его ждало новое огорчение: в доме не осталось никакой утвари. Появилась Заватра и спросила:
- Где же твои товарищи? Где же твои богатства?
- Не знаю. Все меня покинули. Я был на празднике у одного андрианы и напился. Кажется, братья попросили меня рассказать, как я разбогател. Я сказал им, что нашел все свои богатства в ловушке. Наверно, моей жене и рабам это не понравилось, и они меня покинули. Они рассердились, что я их назвал «ловушкины подарки».
- Я дала тебе все эти богатства, потому что ты был беден. Если ты обещаешь молчать, я согласна возвратить то, что ты потерял.
- Конечно,-обрадовался Бесурунгула, - теперь уж я больше никому не скажу ни слова, только верни мое добро.
В тот же миг все богатства вернулись к нему назад и жена с рабами тоже. Бесурунгула опять зажил тихо и мирно. Появилась Заватра и спросила, чего еще ему хочется.
- Мне хочется иметь вторую жену. Когда человек богат, у него должно быть хотя бы две жены. Одна жена бывает только у бедных.
- Будет у тебя вторая жена. Иди на юг и ты встретишь девушку, которая тебе понравится. Только хорошенько запомни мои слова и делай все точь-в-точь, как я скажу. Перед тем как тронуться в путь, поймай фихитру и посади ее в бамбуковую палку. Выйдя из дома, ты скоро увидишь спелые бананы. Не ешь их и иди дальше.
- Хорошо.
- Потом ты увидишь по обе стороны дороги высокие толстые стебли сахарного тростника. Не прикасайся к ним и иди дальше.
- Хорошо.
- Потом тебе встретится человечья голова без тела, закидывающая в воду сети. Голова будет стараться тебя рассмешить, но ты ни за что не смейся и не сворачивай с дороги.
- Хорошо.
- Пройдя еще немного, ты увидишь ногу без туловища, вертящую жернов. Нога будет проделывать разные забавные штуки и стараться тебя рассмешить, но ты не смейся и иди дальше.
- Хорошо.
- Потом ты увидишь большую реку и два моста. Под крепким мостом из воды будет выступать песчаная отмель; под дырявым мостом, источенным червями, будет глубоко. Но ты иди не по хорошему мосту, а по плохому.
- Хорошо.
- Перебравшись через реку, ты пройдешь совсем немного и попадешь в деревню. В деревне тебя встретит большая собака, лохматая и злая. Она на тебя кинется, но ты не отгоняй ее и не бей, потому что это твой тесть.
- Хорошо.
- Ты войдешь в хижину и увидишь больную девушку, у которой все тело покрыто язвами. Она попросит, чтобы ты очистил стебель сахарного тростника. Ты очистишь и отдашь ей.
- Хорошо.
- После этого ты выпустишь фихитру из бамбуковой палки; она сядет на девушку, а ты скажешь хозяину хижины, что эта девушка - твоя.
- Хорошо.
- Когда ты произнесешь эти слова, хозяин покажет тебе палку и спросит, какой конец у нее раньше был верхний, а какой нижний. Различить их нельзя. Чтобы ответить, ты подбросишь палку вверх. Тот конец, который первым коснется земли,- нижний.
- Хорошо.
- После этого хозяин отдаст тебе красивую девушку, на которую села фихитра. Только смотри, сделай • все, как я сказала.
- Хорошо.
Жена и рабы приготовили Бесурунгуле еду и все, что нужно в дорогу. Потом они поймали фихитру и посадили в бамбуковую палку. Наконец Бесурунгула тронулся в путь.
Не успел он пройти несколько часов, как настала ночь, потому что он вышел из деревни только после того, как хорошо поел. Он лег спать, а утром снова пошел на юг. В полдень он увидел банановые деревья с целыми гроздьями спелых бананов. Но он даже не посмотрел на них, хотя был голоден и из-за жары очень хотел пить. Немного погодя, ему попались высокие толстые стебли сахарного тростника. Не прикоснувшись к ним, он пошел дальше. Потом Бесурунгула сварил рис, поел и опять пошел. Скоро он увидел человечью голову без тела, которая закидывала в воду сети и старалась его рассмешить. Но он и не подумал смеяться. Немного погодя, когда солнце начало садиться, он увидел ногу без тела, которая вертела жернов и проделывала разные забавные штуки, чтобы заставить его засмеяться. Но ему совсем не было смешно, он даже глазом не повел. Бесурунгула прошел еще немного; настала ночь, и он лег спать. Утром, с восходом солнца, Бесурунгула снова тронулся в путь и скоро пришел к реке. Он увидел два моста и в страхе остановился. Идя по плохому мосту, он мог лишиться жизни, потому что бревна сгнили и река в этом месте была очень глубокая. Но так велела Заватра! В конце концов Бесурунгула решил ее послушаться и пошел по плохому мосту. Как только он на него ступил, мост стал крепким и под ним показалась мель. Целый и невредимый он перешел на другую сторону. Скоро Бесурунгула был уже около деревни. Большая лохматая собака кинулась на него, злобно оскалив зубы. Но Бесурунгула не закричал и не ударил ее. Не обращая на собаку никакого внимания, он вошел в дом. Когда Бесурунгула сел, собака тоже вошла и превратилась в человека. Они поздоровались. Бесурунгула сказал, что пришел за женой. Через несколько минут вошла больная девушка и попросила его:
- Господин, очисть мне стебель сахарного тростника. Бесурунгула очистил тростник и отдал ей. Потом он выпустил фихитру, и она села прямо на нос девушки.
- Она моя! - закричал Бесурунгула, и в тот же миг больная превратилась в красавицу с длинными волосами до самых плеч. Ее отец протянул Бесурунгуле палку и сказал:
- Если ты узнаешь, какой конец у нее раньше был нижним, я отдам тебе дочь.
Бесурунгула посмотрел на палку, потом подбросил ее вверх и указал отцу на тот конец, который коснулся земли раньше другого - Правильно,- сказал отец.- Бери девушку, она твоя. Наконец-то Бесурунгула отправился в обратный путь вместе с женой, которую добыл с таким трудом! Когда он вернулся домой, Заватра сказала ему:
- Теперь, сын, у тебя есть все, что ты хотел. Радуйся! Назови свою жену Рамарузавападиана, потому что ты устоял против многих искушений, чтобы ее получить.
С тех пор эту женщину стали называть Рамарузавападиана.
Братья Бесурунгулы пришли к нему в гости и стали спрашивать, как он вернул все свои богатства и получил вторую жену с таким красивым лицом и с такими длинными волосами.
Бесурунгула ответил:
- Если вы сможете устоять против многих искушений, вы добьетесь того же, что я.
- Конечно, сможем. Скажи только, что надо сделать. Бесурунгула в точности повторил им все наставления Заватры. Только один раз он покривил душой, сказав, что тот конец палки, который коснется земли раньше другого, верхний, а не нижний.
Братья отправились в путь. Дойдя до банановой рощи, они огляделись и увидели на земле шкурки бананов.
- Бесурунгула мошенник! - закричали они.- Он хотел нас надуть. На земле валяются шкурки бананов, которые он ел, а у него хватило наглости сказать, чтобы мы не прикасались ни к одному банану!
И они досыта наелись бананов. Потом они закусили сахарным тростником и даже захватили с собой на дорогу. Увидав голову, которая закидывала в реку сети, они чуть не умерли от смеха.
- Не будет вам удачи, раз вы надо мной смеялись,- крикнула голова им вслед.
Когда братья увидели ногу, которая вертела жернов, они расхохотались еще сильнее. :
- Каких только диковинный и интересных вещей мы ни повидали,- сказали они.- Теперь будет о чем рассказать женам и детям, когда мы вернемся в деревню.
Подойдя к реке и увидав два моста, они стали ругать Бе-сурунгулу:
- Этот жулик хотел, чтобы мы. утонули! За дураков он нас считает, что ли! Зачем нам идти над глубоким местом, да еще по мосту, который съели черви, когда рядом есть другой мост, совсем новый и крепкий!
И братья пошли по хорошему мосту. Но едва они сделали несколько шагов, как мост рухнул и вместо отмели под ним оказался глубокий поток. К счастью, они оба умели плавать и добрались до другого берега целыми и невредимыми, только сильно промокли. Дождавшись, когда высохнет одежда, они снова тронулись в путь.
Придя в деревню, братья палкой отогнали собак}'; избитый пес, громко лая, со всех ног бросился наутек. Потом собака превратилась в человека, а больная девушка попросила, чтобы они очистили сахарный тростник.
- Очисть ты,- кивнул один брат другому.
- Я боюсь,- ответил другой.- Вдруг я тоже заболею! Они сказали девушке, что не могут очистить тростник, потому что у них болят руки. Наконец, когда отец спросил, какой конец палки был раньше у куста верхним, а какой нижним, они сказали, что верхним был тот, который первым коснулся земли, а на самом деле он был нижним.
- Не много же вы оба знаете,- сказала собака, превратившаяся в человека.- Вам надо очиститься с помощью добрых фанафуди в волшебном озере, которое находится к востоку от деревни.
Два простофили согласились. Человек привел их на берег маленького озера, натер листьями, которые нашел поблизости, и сказал, чтобы они погрузились в воду. В тот же миг братья превратились в собак. Не зная, куда деваться от стыда, они со всех ног бросились бежать и вернулись к себе в деревню. Очутившись дома, они и так и сяк старались задобрить своих жен: и лаяли и хвостом виляли. Но женщины, не привыкшие к собакам, били их и гнали прочь.
Наши теперешние собаки - пра-пра-пра-правнуки двух братьев: Говорят, собаки потому любят мужчин и ходят за ними по пятам, что когда-то сами были мужчинами. Они прожорливы, не умеют выбирать пищу и едят все, что попадается, как те братья.