Вид с вершины
В уютном домике под красной осиной, за зелёным дощатым забором случилось знаменательное событие. С долгожданным наступлением осени здесь родился мальчик Ома, и образовалась настоящая семья: папа, мама и сын.
Отец говорил: «Ух, ты! Как он на меня-то похож, сразу видно - наследник!» «Ошибаешься! - отвечала мать, - он вылитый я! - И носик мой, и глазки мои, и губки!» Глава семейства упирался: «Да посмотри же хорошенько! Лоб мой, подбородок мой, профиль мой! Моя копия!»
Долго бы ещё спорили молодые родители, если бы не бабушки и дедушки. Они пришли поздравить своих детей с новорожденным и полюбоваться крохотным внуком. Каждый из них нашёл в малютке стопроцентное сходство с самим собой, но старшее поколение не стало соперничать по этому поводу. Старики порекомендовали счастливой семье подумать о будущем малыша с пелёнок, и не упустить время воспитательного процесса. Когда были преподнесены все подарки, и сказаны все тосты, гости отправились восвояси, озадачив недальновидных родителей.
Омины папа и мама крепко сплотились в делах за светлое будущее своего чада, и решили так: «Построим высокую башню, водрузим на вершину своего малыша, и пусть он глядит сверху на мир, уму-разуму набирается!»
Отец сказал: «Я строитель! Неужели я не осилю затейливое сооружение для своего-то ребёнка?» «А, я? - вторила мать. - Я кондитер. Башня непременно должна быть в виде торта! Я и коржей наделаю, и крем приготовлю, и всё украшу! Будет и красиво и сытно!» Больше всего молодая мать боялась того, что ребёнок, занятый созерцанием, останется голодным.
«Пребывая под самым небом, сынок обязательно заинтересуется космосом, археологией, спортом, наукой. Сверху всё, - как на ладони!» - мечтал старательный отец. «А как хорошо видны оттуда роскошные особняки, престижные автомобили и модные супермаркеты! Думаю, такие атрибуты жизни завлекут его наверняка!» - парировала мастерица-мать.
Сказано - сделано! До головокружительной высоты, оцепленная ступенчатой лестницей, воздвигалась башня. Правда, иногда новостройка стопорилась из-за того, что родители никак не могли прийти к единому «кулинарному» мнению. Отец утверждал, что бисквиты следует пропитывать ромовой эссенцией, а мать категорически настаивала на фруктовом сиропе. Отцу нравились кексы с цукатами, а мамин приговор был такой: «Тебе их не есть, поэтому с изюмом будет гораздо вкуснее и полезнее!» Прослойка из заварного крема, предложенная отцом, также была отвергнута в пользу взбитых сливок. Подобные разногласия, конечно же, существенно замедляли ход строительства. Много времени ушло на то, чтобы разобраться с начинками, посыпушками, глазуровкой и прочими премудростями кондитерских изделий.
Ома тем временем рос-порастывал стараниями бабушек и дедушек.
Когда усердные родители сделали последний штрих на оригинальном и вкусном шедевре, их ребёнок к этому времени освоил ходьбу, лазание, научился говорить и соображать. Поэтому, увидев такую красивую и оригинальную конфигурацию, ребёнок указал пальчиком на самый её верх и сказал: «Хочу туда!»
«Вот и славно!» - обрадовались родители. Они исполнили пожелание своего чада с большим удовольствием! «Садись, наша крошка, вот сюда, в серединку и угощайся нашим творением! А мы тебе - и ягодку, и кремовую розочку, и сочный бисквитик! Ешь на здоровье!» Они наперебой предлагали Оме аппетитный десерт, но мальчуган отказался наотрез. Его сильно заинтересовал вид!
Ребёнок смотрел сверху вниз, всплескивал руками и восклицал: «Ах!» Родителям не терпелось узнать, на что именно их мальчик обратил внимание. «Говори, сын, что ты там видишь! Наверное, планеты, экспедиции, спортивные состязания?» - допытывался отец. «А может, ты засмотрелся на пёстрый карнавал или на отдыхающих праздных людей на берегу моря?» - выясняла мать. Но Ома только ахал и хлопал в ладоши! Обескураженные родители отошли в сторонку, чтобы посовещаться насчёт того, как им разговорить своего ребёнка. Очень уж им не терпелось узнать: с мнением кого из родителей будет согласен их сын.
Пришлось вмешаться дедушкам и бабушкам, которые объяснили отцу и матери, что Ома ещё слишком мал для того, чтобы видеть мир глазами взрослых. «Пусть он вначале осмотрится, поразмыслит, тогда он и сам нам всё расскажет, - сказали они, - давайте постоим, подождём».
И в самом деле, вскоре Ома крикнул им сверху: «Я вижу много львов! Они сидят на травке. Они пушистые, у них есть хвостик!» «А ты их не боишься?» - спросили снизу. «Нет, они маленькие!» - ответил малыш, - и закричал: - Смотрите: дельфины, дельфины!» По морю действительно плыли эти красавцы, временами выпрыгивая из воды. «А вон - кораблик плывёт! У него из трубы идёт дым!» - продолжал восторгаться Ома.
«Мне солнце светит в глазки!» - жаловался мальчик. «Эх, - сетовали родители, - нужно было надеть ему очки!» «Да и кепку не мешало бы», - добавляли дедушки и бабушки. Взрослые интересовались, не жарко ли там Оме, не холодно ли? Беспокоились, чтобы он не упал. Но мальчуган чувствовал себя хорошо, был в приподнятом настроении, и продолжал взахлёб рассказывать родным обо всём, что видит.
Итак, он заметил, что на лестнице повсюду расставлены игрушечные солдатики и догадался, что они охраняют его. По набережной прогуливались, любимые Омой, сказочные герои. На сломанной ветке красной осины дремал знакомый кот. Когда мальчонка узнал светлые окна родного дома, то крикнул: «Я хочу домой!» Затем, поддерживаемый родителями, стал неторопливо спускаться вниз. Дома мальчик снова и снова пересказывал то, что его впечатлило. А когда Ома устал от рассказов, его уложили в кроватку, где он сразу же уснул.
Отец и мать недоумевали: «Как же так? Наш сын увидел с башни совсем не то, на что мы надеялись! Выходит, мы зря старались?» «Да не переживайте, вы, так! - успокоили их бабушки и дедушки, - ваш ребёнок всё правильно увидел. - Вы должны радоваться тому, что малыш усмотрел главное в окружающем его мире, и по-доброму отнёсся к нему.
Конечно, пройдут годы, и многое изменится, - продолжали старшие, - но мы хотели бы посоветовать вам - сохранить у вашего мальчика его первое восприятие на всю жизнь. В стремлении только к хорошему - это будет для него главным! Возможно, желая добра сыну, вы не будете навязывать ему своё мнение и сохраните его право - разбираться во всём самому».
Незадачливые родители вздохнули и поблагодарили своих отцов и матерей за совет. «Придётся нам пересмотреть методы воспитания нашего сына», - сказал отец. «Возможно даже, что нам следует поучиться у нашего малыша любить то, что нам дано в этом мире изначально. Не пытаться переделать всё на свой манер», - откликнулась мать. «Ты права!» - подтвердил отец. Довольные таким заключением, родители обнялись, и пошли посмотреть на своего сыночка, спящего тихим сном.