Ий иясе
Баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду - и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой.
Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит.
Ночью домовой обыкновенно чешет голову, иногда сеет решетом муку - хороший признак, сулящий богатство. Воет домовой не к добру - это означает приближение бедности. Можно слышать иногда, как домовой прядет лен, но самого его в это время не бывает видно. Домовой прядет только ту пряжу, которая остается на прялке неоконченной. Если кто-нибудь будет прясть после него, то непременно захворает, поэтому лучше всего не оставлять пряжу, или уж, если надо оставить, перекинуть ее спереди назад на прялку. Тогда домовой прясть не будет.
При хороших отношениях с людьми домовой бывает благодушным, заботливым хозяином. Полезно его иногда умилостивлять. Чтобы умилостивить домового, глава семьи должен давать милостыню, носящую название “якшамбе садакасы”.
Когда домовой гневается, а хозяин ничем не пытается угодить ему, с живущими в доме могут происходить разные несчастья, появляться чесотка, чирьи и другие болезни. Случается и падеж скота, хотя виновником его становится скорее другое существо, Абзар иясе. Домовой же бывает занят только животными, обитающими в самом доме, например, кошкой.
Не любит домовой, когда ему перечат. Скажем, он имеет обыкновение заплетать волосы на голове, бороду не только себе, но и живущим в доме людям. Не стоит их расплетать, пока сами не расплетутся. Если же не дождешься, расплетешь или, еще хуже, отрежешь, то непременно умрешь или сделаешься уродом каким, или приключится другое несчастье.
Когда часть семейства выделяется для жительства в новый дом, необходимо соблюсти по отношению к домовому некоторые обряды, умилостивить его или как бы попрощаться. Тогда жизнь в новом доме будет спокойной и благополучной.
Вот что делает для этого сын, отделяющийся от отца. В полночь он приходит с хлебом в дом родителей, конечно, предварительно договорившись с ними, и спускается в подполье. Там он, зажегши три свечи, берет горстку земли, уносит ее домой и высыпает в подполье нового дома. При этом следует наблюдать, чтобы на пути никто не встретился. Если встретится кто-нибудь, проку от этого обряда не будет. Снова надо брать землю из подполья, чтобы жизнь в новом доме была спокойной и счастливой.
* * *
Раньше про домовых рассказывали разные истории. Например, такие.
Однажды в лунную ночь, проснувшись, вижу я перед собой нечто похожее на человека. Догадавшись, что это домовой, я постарался, чтобы он не заметил, как за ним наблюдаю. Домовой нее сидит себе спокойно на скамье и прядет, звук веретена разносится по всей комнате. Сам он белый как полотно, голова покрыта будто бы длинными волосами, но черты лица я никак не мог разобрать, потому что он сидел ко мне спиной. Потом домовой, должно быть, почувствовал, что я не сплю, быстро встал, взял свою прялку и скрылся за печкой.
А еще была у нас белая кошка, которой жилось хорошо и привольно. После нее мы завели черную. Сколько ее ни кормили, она все была худая. Мы постоянно удивлялись, почему кошка не поправляется. Потом начали догадываться: наверное, ее мучит домовой. Подтвердилась эта догадка так. Однажды, возвращаясь с поля, вхожу я в избу и слышу, кто-то шебаршит на печи. Посмотрел я - нет никого. А кошка вся измучена и лежит на полу. Это ее мучил домовой.
После этого мы черную кошку отдали соседу, а сами завели опять белую, и она у нас была всегда сытая, жирная и веселая