Есть ли на свете человек без горя
Было это или не было - только жил в одном горном ауле старый пахарь. Был у него клочок земли, где сеял он кукурузу. А семья его была не маленькая: трое детей и жена. Нужда ни на миг не покидала его семью.
Горько сетовал пахарь на свою судьбу. Нередко он думал в отчаянии: «Есть ли на свете еще такой горемыка, как я?», Все семьи в ауле обошел пахарь. И у всех были свои горести: у одних - корова пала, у других - ребенок в реке утонул, у третьих - есть нечего.
- А есть ли вообще на свете человек без горя? Или только на долю моих односельчан выпала такая участь? - спрашивал пахарь своих земляков.
И те отвечали:
- Кто знает! Может быть, в больших городах и живут люди без горя.
И вот тут-то пахарю в голову пришла мысль: отправиться в странствие и узнать, есть ли на свете человек без горя?
Семь дней и семь ночей собирался пахарь в путь. Ни сна ни отдыха не знал он все это время - всё чары-ки и одежду свою чинил. На восьмой день жена сложила в хурджун кукурузных лепешек, а он вырубил себе в дорогу посох и стал прощаться с семьей и односельчанами.
Со всего аула пришли люди провожать пахаря, все желали ему здоровья и удач в нелегком странствии.
- Земляки мои, помните! Я не вернусь до тех пор, пока не узнаю, есть ли на свете человек без горя,- сказал, прощаясь, пахарь и отправился в путь.
Долго шел бедный пахарь. Много раз над ним всходили то солнце, то луна, а он все шел и шел, опираясь на посох. Наконец горы остались далеко позади, а впереди показалась пустыня. Здесь солнце палило жарче, а ветер швырял песчинки в лицо. Вдруг до слуха старого пахаря донеслись звон бубенцов, переливчатый звук зурны и пронзительные крики. Пахарь заслонил лицо рукой и посмотрел вперед: навстречу шел бесконечный караван, навьюченный товарами.
Бедный пахарь обрадовался, что наконец-то встретил людей, у которых, как видно, нет горя, и заспешил им навстречу.
- Салам алейкум!-сказал он человеку в чалме и дорогом черном халате.- Да будет твоя дорога радостной!
- Ваалейкум, ассалам,- ответили ему встречные,- быть и твоей дороге радостной. Откуда и куда путь держишь?
Рассказал старый пахарь, кто он, откуда путь держит и зачем идет.
- Эй, человек правды, значит, ты идешь узнать, есть ли на свете человек без горя? - спросил его человек в чалме и черном халате.- Так слушай, я расскажу тебе о себе.- И он начал свой рассказ: «Я купец из далекой приморской страны. Всю свою жизнь я езжу в другие страны, закупаю там дорогие товары и все это перепродаю в своей стране. Казна моя - не маленькая. Но раньше меня не радовало это богатство. Жена не могла родить мне сына. Каких только лекарей ни приглашал я из далеких стран, никто не мог помочь моему горю. Уже голова моя стала лысеть, а ребенка у нас все не было. Но однажды люди посоветовали мне отправиться в далекую страну Чимечин и купить у падишаха этой страны три яблока из его сада. Отправился я в эту страну. Много мук и трудностей испытал в пути. Однажды в пустыне поднялся такой ветер, какого я в жизни своей не видел. Три дня и три ночи дул этот страшный ветер и заносил все песком. На четвертый день ветер стих, будто его совсем и не было. Поднялся я с земли, отряхнул с себя песок, протер глаза, посмотрел направо, налево, а от каравана моего и запаха не осталось. Кинулся искать - нигде нет. Лег я тогда на песок, схватился руками за голову, плачу и все на свете кляну. „Ну, - думаю, - смерть моя пришла". Сколько я так лежал - не помню. Только вдруг кто-то поднял меня, напоил водой, в чувство привел... А это были купцы, которые тоже шли в страну падишаха Чимечина за товаром. Рассказал я им, кто я, что со мной случилось, куда и зачем шел. Пожалели они меня и взяли с собой.
Прибыл я в страну Чимечин, предстал перед падишахом и рассказал ему о своих невзгодах. А он мне говорит:
- Есть у меня эти яблоки, только стоят дорого.
Я ему отвечаю: ' - Любую цену назови, я готов заплатить, только бы был у меня наследник.
- Давай полмешка золотых, - говорит падишах. Написал я тогда письмо жене, послал гонца в свою страну и велел передать через него мешок золота.
Привез гонец мешок золота. Отдал я полмешка падишаху Чимечина, забрал у него три яблока. На оставшееся золото накупил там дорогих товаров и отправился домой.
В общем не стану утруждать твою голову, человек правды, а скажу, что съели мы с женой эти яблоки, и у нас родился сын небывалой красоты. От радости ни я, ни жена места себе не находили. Семь дней и семь ночей гости пировали в нашем доме. Нанял я семь нянек, чтобы за сыном смотрели, вовремя кормили, сказки рассказывали, а когда вырастет - и грамоте учили. Рос он под их присмотром, как падишахские сыновья не растут. Собрался я за товарами в падишахство Чимечин, а сын просит меня: „Возьми меня с собой. Я уже взрослый, хочу мир посмотреть". Не стал я ему отказывать, думаю: „Пусть едет. Ведь со мной!".
Взял я его с собой. Едем, а он обо всем расспрашивает, всему радуется. А когда мы прибыли в страну Чимечин, он палец укусил от удивления - такая там красота!
Пробыли мы там некоторое время, и он вдруг заболел: губы опухли, на теле появились язвы. Стала его лихорадка бить. Каких только лекарей не звал я на помощь! И все напрасно. За три дня превратился он в сухой хворост и умер... Родился сын мой от яблок той земли и в ту же землю ушел. Там я его и похоронил. Поставил ему памятник из мрамора, огородил его золотой оградой, оплакал, слез в глазах не осталось. Собрал свой караван и вот возвращаюсь домой. Теперь вот и скажи, человек правды, есть у меня горе или нет?» Бедный пахарь вздохнул, покачал головой и сказал: - Да, дорогой купец, горе твое - непоправимое. Вскоре купец поднял свой караван, попрощался с пахарем, и они расстались.
Много дней и ночей шел пахарь. Много раз развязывал свой хурджун, много раз мочил в родниках и реках свою шапку, чтобы голове было прохладно, но наконец увидел он вдалеке город с каменной резной стеной. Когда пахарь ступил в этот чудный город, то услышал звук бубна.
«Свадьба! - догадался пахарь.- Жених и невеста! Вот у кого не будет горя!» - решил он и поспешил в ту сторону, откуда доносилась музыка.
Скоро он дошел до того дворца, где справляли свадьбу, и видит: огромный двор, во дворе разбит шатер, а в нем сидят гости и пируют.
Недолго пришлось стоять пахарю у раскрытых ворог и смотреть на это пиршество. Люди, сидевшие за свадебными столами, увидели его и догадались, что этот человек пришел сюда издалека, так как его одежда и чарыки были в пыли.
- Добрый чужестранец, почти нас, посиди с нами, отведай нашего угощения,- сказали они пахарю.
Пахарь пожелал благополучия и счастья молодым, но к столу не подошел.
- Я не притронусь к еде до тех пор, пока вы не проведете меня в комнату молодых. Хочу им задать один вопрос и услышать ответ, - сказал пахарь.
А у жителей этого города был обычай: ни в чем не отказывать чужестранцу. Провели пахаря в комнату молодых и оставили там вместе с женихом и невестой.
- Благополучия и счастья вам, дети мои,-сказал пахарь и поклонился.- Сам я житель далекого горного аула,- продолжал он,- а в дорогу отправился лишь для того, чтобы узнать одну правду жизни: есть ли на свете человек без горя? Вижу, что у тебя нет горя, сын мой. У тебя сегодня свадьба, радость. Не так ли я говорю?
Жених усмехнулся, тяжело вздохнул и сказал:
- Разве есть у кого такое горе, как у меня, человек правды?!
- Какое же у тебя горе, сын мой? - удивился пахарь.
- Об этом пусть лучше моя невеста расскажет,- сказал жених.
Невеста откинула с лица край платка и сказала:
- Слушай, я расскажу тебе одну историю. А ты сам, добрый человек, подумай и рассуди:
«В одном городе жили два друга. Оба они служили у одного падишаха. Вскоре оба они поженились, и у них родились дети: у одного - сын, у другого - дочь. Устроили друзья по такому случаю пир. И на этом пиру друзья решили: „Когда наши дети подрастут, пусть они будут мужем и женой".
Шли годы, и дети росли. Мальчик целыми днями бегал по пыльным улицам с ребятами, играл в альчи-ки, а девочка помогала матери по хозяйству, училась ткаческому ремеслу.
Но однажды, когда девочке исполнилось тринадцать лет, она вышла за городскую стену, чтобы нарвать там цветов. И встретился ей незнакомый мальчик. Он сидел на холме среди цветов, играл на сазе и пел. Увидел мальчик девочку и крикнул:
- Эй, иди посиди со мной! Я тебе спою! Девочка села рядом, и он стал петь:
О чудная красавица! Словно райские яблоки, Нежные щеки твои. А твои сияющие глаза Завлекут любого юношу.
Стан твой, словно лоза, Гибок и строен. И вся ты сияешь, как золото. Нет тебе равной на свете! Счастлив тот, кого ты полюбишь!
Много песен пропел мальчик в этот день девочке. А вечером они разошлись и решили вновь встретиться на этом же месте.
Девочке нравились песни мальчика, и она стала все чаще и чаще приходить на холм. Вскоре они так подружились, что с нетерпением ждали новой встречи.
А однажды юноша в песне признался ей в любви.
Вот какой была эта песня:
Сердце мое ранено - Ты тому виной, красавица. Если ты меня не полюбишь. Знай на свете мне не жить.
Слушала-слушала девушка и вдруг запела сама:
Если сердце твое я отравила ядом, Считай, что яд тот медом стал. Видно, судьба наша такая: Вместе нам быть суждено.
Прошел год, второй, третий, а они все больше и больше любили друг друга и стали уже думать о женитьбе.
Но как-то юноша сказал ей, что он - сын бедной прачки и у него нет денег на свадьбу и на калым.
Тогда девушка ответила ему так:
- Я попрошу отца и мать, чтобы они меня без калыма выдали.
- Так не бывает,- сказал юноша и добавил: - Я отправлюсь в другой город и наймусь на поденную работу. Заработаю много денег, и мы поженимся.
Как ни отговаривала его девушка остаться с нею, он не изменил своего решения и собрался в дорогу. Расставаясь, он пропел ей такие слова:
Отправлюсь в путь неведомый, дальний. Где бы я ни был, знай: в сердце своем я буду носить любовь к тебе. Что бы ни случилось со мной, я выдержу и вернусь в твои объятия.
Будь верна словам, что ты сказала мне, красавица. Ради любви к тебе я отправляюсь в путь. Но если вдруг ты изменишь своему слову, Пусть тогда слова твои ядом станут для тебя, А прозрачные слезы твои превратятся в кровь.
Девушка тоже ответила ему песней. Она взяла из его рук саз и пропела:
Где бы тебя ни носила судьба, Знай, что я буду верна тебе!
Как бы зло ни терзало меня - Выдержу - мы рождены друг для друга.
Или дождусь тебя, или умру - Ведь любви изменить я не в силах, поверь.
Кончив петь, девушка в первый раз припала к груди своего возлюбленного и поцеловала его. И еще больше воспламенились их сердца великой любовью друг к Другу.
Так он и ушел на заработки. А она долго смотрела ему вслед и плакала.
После того как они расстались, девушка стала все чаще и чаще приходить на этот холм и предаваться воспоминаниям. Она подолгу смотрела на дорогу, по которой ушел ее возлюбленный. Вскоре она поняла, что не сможет жить на свете без юноши, и благоразумие покинуло ее, а глаза постоянно источали слезы.
Видели все это отец и мать девушки и обеспокоились: не заболела ли их дочь? Наконец они поняли, что ее что-то беспокоит. Долго упрашивали родители девушку поведать им, что ее тревожит. И однажды она во всем призналась матери. А мать все передала отцу. Отец разгневался на дочь и крикнул:
- Горе тебе, блудница! Я тебе покажу, как любить какого-то бездомного бродягу. У тебя уже есть жених. Ты еще с пеленок назначена сыну моего друга.
- Нет, я не буду его женой! Не буду! - крикнула девушка.- У меня уже есть жених. Я его люблю всем сердцем.
Но отец девушки оставался глух к ее словам.
- Быть по-моему, блудница,- сказал он ей. Вскоре отец девушки принес в дом огромный сундук с дырками, посадил в него свою дочь и запер на замок.
Сколько дней и ночей провела девушка в этом сундуке, она сама не знала, но сундук до половины наполнился ее слезами.
Через некоторое время пришли сваты от друга отца. Обрадовался отец девушки и назначил день свадьбы. Узнала об этом бедная девушка и поняла, что слезами ничего не изменишь - каменные сердца не растопишь. Решила она, что лучше умрет, но не будет принадлежать нелюбимому мужу».
Невеста закончила свой рассказ и спросила пахаря: - Ну как, счастлива ли эта девушка?
Пахарь покачал головой, вздохнул и ответил:
- Это страшное горе не только для самой девушки, но и для ее жениха, за которого ее насильно выдали. Не меньшее горе и возлюбленному, который отправился ради великой любви на заработки. Он, узнав, что любимая девушка вышла за другого и обманула его, не переживет этого. Горе и всем их родителям и близким. Да, дочь моя, этому горю нет равных.
Когда невеста услышала слова пахаря, она заплакала и сказала:
- Так знай же, человек правды: все то, о чем я поведала тебе, случилось со мной. Я не изменю своему слову и никогда не забуду своего возлюбленного!
- Все во власти судьбы! - сказал пахарь.- Пусть все кончится хорошо и каждый добьется желаемого.
Сказал так пахарь, поклонился, попросил прощения, взвалил на плечи хурджун и вышел.
Сорок дней и сорок ночей шел пахарь. Во многих городах и поселениях побывал, многие базары посетил, со многими людьми встречался и наконец добрался до родных мест.
Весь аул вышел встречать пахаря. Все были рады его возвращению. Пахарь поздоровался с земляками. обнял жену и детей, а потом сказал:
- Много земель я исходил, многих людей повидал, но так и не встретил человека без горя.